Учебный Центр. Обучение и аттестация в области промышленной и пожарной безопасности, экологии, охраны труда проф. переподготовка, рабочие специальности.

Обучение проходит без отрыва от
производства на базе собственной СДО

Лицензия на образовательную деятельность
№1288 (82 Л 01 № 0001374)

 

Обязательна ли оценка рисков: нормы закона говорят «ДА»

Основное изменение в законодательстве в сфере охраны труда в 2019 году — пересмотр Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации раздела X Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), посвященного охране труда. В рамках этого пересмотра будет много нововведений, но больше всего бизнес волнует тот факт, что оценка профессиональных рисков теперь — обязательная по закону процедура, и ее должна проводить каждая организация в России.

Оценка рисков стала одной из самых горячих тем в сфере охраны труда уже в 2018 году, когда ГИТ приступили к проверкам в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Самарской областях и по результатам некоторых даже выписали ряд предписаний.

Наш опыт в общении с клиентами показывает, что у бизнеса нет окончательного понимания, обязательна ли оценка рисков и как именно ее проводить. Основные причины этого — непонимание правовых основ процедуры и отсутствие опыта и практического навыка.

Попробуем разобраться с первой проблемой — непониманием правовых основ. Обязательность оценки рисков прямо не зафиксирована в законодательстве, однако она, во-первых, прописана в Типовом по ло жении о системе управления охраной труда, утвержденном приказом Минтруда от 19 августа 2016 года № 438н (далее — Типовое положение), а во-вторых, четко вытекает из положений нескольких статей ТК РФ.

С Типовым положением все ясно: чтобы организовать управление профессиональными рисками, работодатель должен их выявить, оценить их уровень и снизить его. Что же касается вывода из ТК РФ, то речь идет о статьях 212 и 219.

Статья 212 ТК РФ обязывает работодателя, помимо прочего, информировать своих работников о риске повреждения здоровья на рабочем месте.

Статья 219 ТК РФ, в свою очередь, гласит, что «каждый работник имеет право на получение от работодателя достоверной информации <…> о существующем риске повреждения здоровья». Две статьи ТК РФ прямо указывают на то, что работодатель должен рассказывать своим сотрудникам, какие риски могут возникнуть у них на рабочем месте и как они от этих рисков защищены. Логично, что работодатель может проинформировать работника о производственных рисках, если он сам знает об этих рисках. А чтобы о них знать, их надо выявить и оценить. В подтверждение этой позиции есть официальное разъяснение Роструда от 3 апреля 2019 года № 73/1817-03-2. Это официальный ответ Роструда на запрос компании INDITEX, в котором написано: «Несвоевременная оценка уровней профессиональных рисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. А также оценка уровней профессиональных рисков является неотъемлемой частью процедуры управления профессиональными рисками в СУОТ работодателя, без которой СУОТ не может считаться функционирующей. За непроведение оценки уровней профессиональных рисков предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ».

То есть без проведения оценки рисков никакая система управления охраной труда не будет полноценной и завершенной, а работодателя ждет административная ответственность.

Хорошая новость для бизнеса заключается в том, что оценка и управление рисками, как две части одной процедуры, несут в себе много бонусов (рисунок) — конечно, если не станут очередной формальной процедурой.

Материалы и комментарии к данной статье предоставлены Константином Юрьевич Кирилловым, заместителем руководителя департамента СОУТ EcoStandard group.

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность» №8, 2019